пандемия одиночества


Олег Юшкевичъ |

вечер-осень, светофоры серы,
падает последний первый снег.
слушаю не моцарта, – сальери, приглашаю зависть на ночлег.
в комнатке моей одноуютной на стене малевича квадрат.
исчезают дни сиюминутно, стрелки на часах бегут назад…
вечер умер, пиво и кроссворды, за окном по вертикали ночь.
чёрно-белый кот, уже четвёртый, к тёплым подоконникам охоч.
тени шахмат на цветных обоях, на столе не красное вино.
одиночество – оно немое, в телике такое же кино.
утро серо. робкие росинки в паутинке держатся едва ль.
тихо, незаметно, под сурдинку, умирает мёртвая трава.
выхожу спокойно на веранду, открываю неспокойно дверь.
за окном, смотрю, гуляет
панда, –
чёрно-одинокий,
белый зверь…

3.8

Комментарии

User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 07/12/2024 - 22:48
Послать ЛС
#1

Замечательное стихотворение. Поделюсь мыслями:

Здесь отлично переданы меланхолия и одиночество через черно-белые краски мира: снег, черный квадрат Малевича, кот, шахматы и т.д. Все элементы стихотворения объединены, но каждый из них напоминает об уходящем времени, об угасании чувств и эмоций. Упоминание Сальери кажется мне символическим отсылом к предпочтению ЛГ чего-то неидеального, мирского. Панда служит символом дуализма и контрастов в жизни, подчеркивающих ее непредсказуемость.

Автору респект!

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 17/05/2026 - 18:39
Послать ЛС
#4

Нечто настроенчески-фантазийное. Забавно сконструировано - на оксюморонах.
Но последние две строчки мне показались чересчур надуманными, даже по сравнению с часами или немым кино в телике.
(Кстати, использование Сальери как эталона зависти беллетристическим стандартом оправдано, но исторически неверно - при жизни Моцарта Сальери считался намного-намного успешнее, уж скорее Моцарт должен был ему завидовать...)
 

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 06/06/2026 - 21:05
Послать ЛС
#5

Моцарт и Сальери - так сложилось культурологически, - некая метафора зависти; что там при жизни у них было - мало кого уже интересует) 

спасибо за мнение)

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 06/06/2026 - 18:33
Послать ЛС
#6

  • тема Сальери/зависти не раскрыта.
  • "Квадрат" Малевича - в музее. Повесить же себе репродукцию сего шыдевра - ну, так себе характеристика лг.

стрелки на часах бегут назад…

Вот эта строка зачем? И как?  Футуризм замысла не очень смыкается с реалистично воплощения.

за окном по вертикали ночь.

А по горизонтали что происходит? Зачем эта "вертикаль"?

уже четвёртый

Что эта инфа даёт читателю? С тем же успехом кот мог быть "десятым"...

на столе не красное вино.

Если бы вариант был только один, прошло бы. Но поскольку в остатке - розовое и белое, то не прокатит.

умирает мёртвая

А вот это - масло масляное.

выхожу спокойно на веранду, открываю неспокойно дверь

Нарушена последовательность событий. Как показывает мой житейский опыт, открывание двери предшествует выходу:)

Как-то так...

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 06/06/2026 - 21:05
Послать ЛС
#7


1. человек живёт прошлым, поэтому стрелки идут назад) 
2. по горизонтали ничего.
3. по счёту у лг четвёртый, не 10-й, а четвёртый)
4. мне норм про вино)
5. "умирает мёртвая"  - не масло, а классный образ, прочитайте внимательно) 
и др.)

спасибо за мнение) 

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 06/06/2026 - 18:33
Послать ЛС

  1. человек живёт прошлым, поэтому стрелки идут назад) 

Так пусть се живет прошлым, но стре'лкам - пофиг. Они упрямо идут вперед, ибо - механизм. Как чувства человека на стрелки повлияли? На это вы не ответили в своем тексте.

2. по горизонтали ничего.

Так и я про то... А так не бывает. Мы живем не в одномерном пространстве. Если глубокомысленно указывается "вертикаль"(претендуя на откровение), то почему обделяется вниманием "горизонталь"? Она - тоже неотъемлемая часть мира.

 по счёту у лг четвёртый, не 10-й, а четвёртый)

А что это дает тексту? Зачем читателю это? Это - мусорная информация, которая мешает развиваться тексту и сюжету. Читатель - это не помойное ведро, куда автор может свалить всё, что в его бедовой голове нашлось. Читатель - это анфан, внимательно следящий за качеством игрушек.

мне норм про вино)

Значит, вы не поняли суть претензии.

умирает мёртвая"  - не масло, а классный образ, прочитайте внимательно) 

У авторов всегда так:) можно продолжить ряд подобных шедевральных находок: живёт живая, ленится ленивая :))) Классно, правда? так ведь и масло масляное - тоже суровая правда жизни с глубоким проникновением в суть масла.

 

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 20/01/2025 - 23:21
Послать ЛС
#12

3 коп от крупнорогатых*)

Тот случай, когда лучше особенно на вникать в детали. И тогда текст убаюкивает читателя своей общей меланхолией и проходит - как все в этом мире. *)

Итак о деталях, будь они неладны!

вечер-осень

Чем оправдан здесь дефис? Мы честно пытались придумать ему какое-то оправдание. И не придумали. Обычная запятая или точка были бы гораздо логичнее. Тем более что дальше идет утро без. Было бы утро-зима, было бы хоть какое-то оправдание. А так это сильно смахивает на просто прихоть автора. По типу «хочу и буду».

падает последний первый снег.

Аналогично. Звучит и смотрится прикольно. А значит что? Автор собрался умирать или глобальное потепление достигло необратимого уровня?

в комнатке моей одноуютной на стене малевича квадрат.

И что? Тема квадрата не раскрыта. Возможно, автор имел в виду ночное окно. А может, и не имел.

исчезают дни сиюминутно

Автор, видимо, имел в виду поминутно. Потому что сиюминутно значит сразу, мгновенно, что тут не совсем подходит по смыслу.

робкие росинки в паутинке держатся едва ль.

Это "ль" здесь явная втычка, ибо выражает, как ему и положено, сомнение. А в чем тут сомневатьс? Росинки едва держатся. Точка. Вот если бы автор сказал «до полудня росинки удержаться едва ль», все было бы в норме. А так – не-а.

тихо, незаметно, под сурдинку, умирает мёртвая трава.

Про "мертвую траву" мы тоже ничего не поняли. Плюс повтор умирания – не айс. Ранее уже вечер умирал. Повтор обычно работает в закольцовке. А просто повтор – крайне редко.

А так-то да, настроение ЛГ передано убедительно.
*)

1
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 06/06/2026 - 21:05
Послать ЛС
#14

"вечер-осень" - метафора здесь, скорее всего, если анализировать с точки зрения литературного тропа. у меня много таких соединений ("осень-кино", "город-ноябрь" и пр.), мне нравится так сочетать, считай сие не сколько  авторским приёмом, сколько авторским почерком. "вечер-осень" - замена банальной фразы осенний веер, плюс некий намёк на ноябрь, на избитый уж троп "ноябрь - вечер года". не знаю, мне из всей этой работы начало нравится больше всего, гораздо больше финала. 

последний первый снег - хороший оксюморон, кстати. осенний снег, ноябрьский, иногда непонятно, какой он по счёту. из личного опыта картинка: сегодня первый снег или нет, если не считать тот, позавчерашний с дождём, то, да, сегодня, первый, а если считать? непонятно, короче, первый из последних первых снегов)) 

как итог: начало про снег и вечер-осень - намёк на короткость, унылость и пр. в общем, намёк на некую не серость, а чёрно-белость, что и обыгрывается в дальнейшем... 

остальное чуть пожжа

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 06/06/2026 - 21:05
Послать ЛС
#15

чойта разучился ставить цитаты)
потом разберусь. 

1. Малевич - сколько угодно трактовок. Осенним вечером на стене все картины - квадраты Малевича. Но так ведь? 

2. Исчезают дни сиюминутно. Здесь: намёк, что жизнь проходит быстро, по-моему, очевидно...

3. Про росинки соглашусь, да, странно, что не заметил. Только не втычка, а, скорее всего, подгон под рифму был; ну да, почему-то казалось, что "едва ли" синонимично конструкции «еле-еле». подумае-с...

4. А вот с мёртвой травой - не согласен. Она, действительно, как бы дважды умирает (не с биологической точки зрения, разумеется). Первый раз, когда желтеет, накрывается октябрьскими листьями, превращается в сухостой; а затем второй, когда окончательно исчезает, уходит с первым снегом; ноябрьская трава, гуляю часто, она как бы ожившая, получившая новую жизнь, какое-то новое воплощение; более точный образ, конечно, если это трава по весне (перезимовав), т.е. осенняя трава, которая окончательно исчезает весной, но, с другой стороны, написано же в несовершенном виде: умирает, не умерла) 
не, трава как метафора круговорота - нравится) 

В остальном, не устаю повторять, апперцепцию апперцепцией не перешибёшь) 
Спасибо за комментарий) 

п.с. "Вечер-осень" - здесь, всё же не только метафора, а сравнение-уподобление, наверное. 
Которое, кстати, написал неосознанно через дефис, это смешно)

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 06/06/2026 - 18:33
Послать ЛС
#16

. Малевич - сколько угодно трактовок. Осенним вечером на стене все картины - квадраты Малевича. Но так ведь? 

Это очень странное утверждение. Если коротко, нет, не так.

Исчезают дни сиюминутно

Вы хотели сказать "убывают поминутно".... Но запутались:)

Первый раз, когда желтеет, накрывается октябрьскими листьями, превращается в сухостой; а затем второй, когда окончательно исчезает, уходит с первым снегом; ноябрьская трава, гуляю часто,

:))) апология  Сократа меркнет рядом с этим.

Поднакрылась отябрьскими листушками ноябрьская травушка, расталдыкнула смертушка рученьки по сухостойчику, вышел поэтушка да на прогулочку - и аж заколдобился....

0
0