*** (Дни и ночи... Ночи и дни)


Григорий Беркович |

Дни и ночи... Ночи и дни...
Я, устав от всего, прилёг
и уставился в потолок.
И задумался, что над ним?

А над ним... у соседа пол!
Сам сосед, перегар, чердак
на котором всегда бардак,
а на брёвнах потёки смол.

Выше — крыша, вода на ней.
Дробь дождя переходит в гул -
не на шутку дождь затянул,
льёт всё гуще, всё злей и злей.

Хаос, вычернив небеса
мчится с запада на восток.
Словно дьявол мутит хвостом
заставляя хаос плясать!

Туча тучу толкает в бок,
тут же сдачу ловя в ответ...
А над ними, должно быть, свет.
А над ними, должно быть, бог.

0

Комментарии

User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 21/12/2025 - 20:52
Послать ЛС

Вот не уверен, что в этом случае повтор мешает. Кажется даже наоборот.

Я тоже так считаю. И тут не надо определять что выше -- свет или Бог. Физически осязаемая иерархия тут не нужна.

 

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 27/03/2026 - 13:46
Послать ЛС
#6

Не согласен с изменениями Графа. Потому что само стихотворение неплохо бы назвать "Над ними/А над ними".
Согласен с возражениями Графа. Потому что два последних стиха надо шлифовать: дваджы "должно быть" - дважды не айс. Для второго варианты: конечно, наверно, над ними.

А над ними, должно быть, свет.
А над ними... над ними - бог.


wink

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 27/03/2026 - 13:46
Послать ЛС

Перечитал. Не убедили. smiley Двухразовое "должно быть" никак не превратилось в указанный Марго приём (в отличие от "а над ними") - скорей даже, выпятили авторскую нерешительность (это в финале-то стихотворения!). Списываю на непроходимость филинской глухоты. wink

Ещё мнение: вот хорошо читается параллель туч и света над ними (откуда, кстати, автор знает, что он точно там есть? Придумал или увидел?) и дьявола и бога. Все строфы на своих местах. Изюминка четвёртой - собственный ритмический сбой, такая визуализация хаоса очень к месту. 
Но в финале-то свет надо взять откуда-то, а у автора он не из наблюдения идёт, а от придумки (потому и неуверенность в последних двух стихах). Надо бы пронаблюдать:

Туча тучу толкает в бок,
тут же сдачу ловя в ответ...
А за тучами виден свет.
Потому что над ними Бог.


Я б не пожалел избавиться от указанного выше приёма, потому как в данном случае он просто не работает однозначно. 
Жду ответных тумаков. 
wink

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 16/04/2024 - 17:20
Послать ЛС

Вован, Ваш вариант отдаёт примитивностью. Пригорий строит логическую последовательность, которая тянется снизу, от человека и вверх к богу и свету, и прерывать её совершенно ненужно. Иначе стихотворение тут же потеряет стройность и поэтичность. Так что, тумак не тумак, дружеский подзатыльник Вам уж точно.
smiley
P. S. Ну что, объявляем референдум по этому вопросу?
laugh
0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 16/04/2024 - 17:20
Послать ЛС

Примитивно то, что Вы даёте готовый ответ что над тучами, и это не новое представление, а автор оставляет своего героя задуматься над тем, а что там, над тучами, какая бездна, действительно ли свет, а может быть тьма...
wink
0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 27/03/2026 - 13:46
Послать ЛС

автор оставляет своего героя задуматься над тем, а что там, над тучами, какая бездна, действительно ли свет, а может быть тьма...

Это как же? Тем, что ни стого, ни с сего придумывает, что так "должно быть"? И где же тут логика? wink А вот если бы свет сам пробивался сквозь тучи оттуда, из "над ними" - вот Вам и цепочка непрерывная. smiley
(Впрочем, это могла быть уже другая история... wink)

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 16/04/2024 - 17:20
Послать ЛС

Вован, но здесь "должно быть" выражает предположение, не обязательность, причём в безалmтернативном порядке, и равносильно "может быть". Но в этом Вас может убедить только Марго...
cheeky
0
0

No picture available

🔴 Офлайн
Был(а): 29/03/2021 - 13:09
Послать ЛС

"здесь "должно быть" выражает предположение... и равносильно "может быть". Но в этом Вас может убедить только Марго"...

Не Марго, а словари русского языка. Заходим в Словарь синонимов -- и убеждаемся:

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?insa=x&ab=x&word=%E2%E5%F0%EE%FF%F2%…

 

0
0

No picture available

🔴 Офлайн
Был(а): 29/03/2021 - 13:09
Послать ЛС

"Потому что два последних стиха надо шлифовать: дваджы "должно быть" - дважды не айс."

На всякий случай напомнаю, что лексический повтор может быть еще и стилистическим приемом, повышающим экспрессивность текста. И вот здесь, на мой взгляд, именно такой случай.

 

0
0

No picture available

🔴 Офлайн
Был(а): 29/03/2021 - 13:09
Послать ЛС

Да, с Графским "ну а..." совершенно не согласна, потому что это  сразу опускает текст на ступеньку, делает его  более будничным, снижает напор (извините, нужное слово не подберу).

 

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 27/03/2026 - 13:46
Послать ЛС

Дык, Земля, она ж вообще - мааленькая. smiley

[Подумав малость]: если флудить охота, лучше ко мне заходите, или - я к Вам. Не хватало ещё, чтоб и Григорий осерчал.  smiley За подзатыльник, спасибо. wink

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 16/02/2024 - 00:18
Послать ЛС

ВоваН! Григорий не серчает! Почти никогда! Поскольку к себе хорошо относится и бережёт здоровье :) И других не  обижает. Старается, во всяком случае. Поскольку и к другим хорошо относится:))

0
0

No picture available

🔴 Офлайн
Был(а): 02/12/2023 - 20:47
Послать ЛС

Мне кажется, не экспрессии. Там по эмоциям как раз провал. А противопоставление дьявола и Бога.

Так, может, для этого целый катрен  не нужен?

0
0

No picture available

🔴 Офлайн
Был(а): 29/03/2021 - 13:09
Послать ЛС

Я противопоставления не вижу:

Хаос, вычернив небеса
мчится с запада на восток.
Словно дьявол мутит хвостом
заставляя хаос плясать!

Пока все только о дьяволе. А вот в пятом -- да, поднялись выше, к Богу.

 

0
0

No picture available

🔴 Офлайн
Был(а): 02/12/2023 - 20:47
Послать ЛС

Так я про это и говорю. Дьявол в этом катрене противопоставлен Богу в следующем. Но стоит ли ля этого противопоставления писать целое четверостишие? ))

0
0
User Picture
🔴 Офлайн
Был(а): 29/03/2018 - 01:26
Послать ЛС
#35

Григорий! Я несколько запоздала к обсуждению, но молчать не могу. Пожалуйста, ничего не меняйте, последние две строки прямо в душу в своём первозданном виде. То, что надо.

0
0